четверг, 31 декабря 2020 г.

 

Гендерные различия детей младшего дошкольного возраста.

     

В настоящее время в мировой психолого-педагогической науке остро стоит проблема гендерного воспитания детей. Множество работ посвящено изучению гендерных особенностей детей дошкольного возраста.  Тем не менее ученые считают, что достоверно установлено — девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек, математические способности, но при этом мальчики более агрессивны, чем девочки.

    Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков — среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков — зрительное восприятие, однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного.

    Единодушны ученые лишь в одном — гендерная устойчивость формируется социокультурными нормами и в значительной степени зависит от отношений детей и родителей.

Но есть показатели, с которыми согласны большинство исследователей:

         по показателю роста наблюдается преимущество мальчиков, но более раннее созревание — у девочек;

         существуют различия в моторике девочек и мальчиков, которые важно учитывать в процессе обучения, но при этом не рассматривать тот или иной пол в качестве эталона, «подгоняя» к нему другой;

         в раннем детстве мальчики лучше различают желтый и зеленый цвета, а       девочки — красный и фиолетовый;

         в возрасте 3—4 и 5—9 лет девочки превосходят мальчиков в зрительно-пространственных способностях;

         в старшем дошкольном возрасте отмечается превосходство девочек в произвольном внимании;

         в речевых способностях и интересе к занятиям обнаруживается превосходство девочек;

         девочки и мальчики одинаково испытывают страх в незнакомых и опасных ситуациях;

         мальчики эмоциональны, так же как и девочки, но стремятся скрывать свои эмоции и превосходят девочек по открытой физической агрессии;

         самооценка более устойчива у мальчиков, чем у девочек;

         стремление отделиться от противоположенного пола (половая сегрегация) появляется у девочек на третьем году жизни, а у мальчиков — на четвертом.

     Становится очевидным, что в настоящее время существуют неоспоримые факты различий между девочками и мальчиками, которые не должны остаться незамеченными родителями и педагогами.

В раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения.     Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста.


    Период дошкольного детства — это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8—12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.


     Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа «Я» ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным.

     Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома — мама или бабушка, а в детском саду — женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. Кроме того, педагог-женщина,   естественно,   не     располагает    детским   опытом  переживаний,  с  которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми.

    Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а в силу индивидуальных особенностей скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически  подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. 


      Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т. д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его.

    Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены    потратить большее  количество  времени для того, чтобы подобрать нужные слова и проговорить их. В результате в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей дифференцированному подходу к девочкам и мальчикам как при общении с ними, так и при организации различных видов деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

    В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, было установлено следующее.     При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.


     На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при организации занятий рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает на 1,5 года от кисти руки девочки.

    При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его   личностном  росте,  позволяет   гордиться   собой  и  стремиться  к  новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности и получив удовлетворение и радость, они готовы повторять одно и то же, что позволяет им утвердиться в этих достижениях, однако это требует правильного понимания со стороны воспитателя.

     Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научить руководить ими.

    Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям — женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а следовательно, им не место в группе и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

    При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр и других видов детской деятельности, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.

    Большого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

     Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний, удовлетворения интересов и получения социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает  разные  виды  активности  дошкольников  (физическая,  игровая, умственная и т. п.), но и является основой его самостоятельной    деятельности с учетом гендерных особенностей и интересов. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть  перед   мальчиками и    девочками    весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов с учетом гендерных    и  индивидуальных   особенностей и потребностей каждого ребенка.

    Вместе с тем в настоящее время в массовой практике дошкольных образовательных учреждений отмечается     дисбаланс       предметной   среды в    сторону   преобладания   «девчоночных»   материалов   и  пособий.   Кукольная  мебель, атрибуты для игр девочек ближе женщине - воспитателю. Красивости кукольной жизни больше радуют глаз в отличие от технической игрушки, коробок с конструкторами  или  наборов  для   игр с   правилами    на   ловкость, меткость и т. п. К тому же  материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, с которыми любят играть мальчики.

  Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики.

11 комментариев:

  1. Спасибо за полезную нужную информацию

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, познавательная статья.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо большое за нужную информацию.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за статью,было интересно

    ОтветитьУдалить
  5. Очень познавательно,узнала много нового.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, очень актуальная информация.

    ОтветитьУдалить
  7. Очень полезна статья, спасибо

    ОтветитьУдалить

  Формирование культуры здоровья у детей   старшего дошкольного возраста.   Культур...