среда, 31 августа 2022 г.

Интерактивные игры Клауса Фопеля

   Условия, сложившиеся в современном обществе, и в частности, в образовании заставили нас по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной деятельности  в детском саду. Новые современные возможности инициируют педагогов к решению образовательных задач разными путями, один из которых - применение  интерактивных игр.

   Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим человеком, это - одна из характеристик диалоговых форм познания.

    Интерактивные игры – это деятельность дошкольников в сотрудничнстве с воспитателем, в процессе которой дети получают уникальную возможность научиться бесконфликтному и доброжелательному общению. Такое взаимодействие с детьми  позволяет положительно повлиять на их настроение, отношение к себе и окружающим. Ребята получают возможность лучше узнать себя, свои ценности и приоритеты, стать более терпимыми, внимательными, частично преодолеть свои страхи, не чувствовать себя одинокими. Играя, они учатся правилам жизни в обществе, могут развить коммуникативные навыки. Целесообразно использовать эти игры в утренние, вечерние часы, в свободной совместной деятельности или в качестве пауз в деятельности, требующей от детей длительного сосредоточенного внимания. Главная их цель - воспитание успешности, воспитание социально-коммуникативных навыков.

Интерактивные игры:

• вызывают познавательный интерес;

• способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления;

• могут служить средствами развития речи и двигательных качеств;

• развивают крупную и мелкую моторику, координацию;

• развивают двигательную память;

• повышают работоспособность головного мозга, через умение связывать воедино движения, ощущения мысли и чувства.

В развития навыков взаимодействия дошкольников с педагогом (так называемых  «мягких навыков» ) и  друг с другом эффективно использовать интерактивные игры Клауса Фопеля,

В своей книге «Как научить детей сотрудничать?» он подчеркивал, что «..главное их назначение - профилактическое, а не коррекционное. Они предполагают работу со всеми детьми, а не только с теми, которые уже входят в так называемую «группу риска» или в категорию «трудных»…».

Игры развивают навыки позитивного общения, воспитывают доброжелательную личность именно при групповой работе, а не при индивидуальном контакте, дети учатся видеть себя как бы со стороны, оценивают свои поступки, чувствуют настроение товарищей.

   Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра направлена на разыгрывание ролей и ситуаций, оценку зрителей. В деловой игре формируются определенные деловые навыки и личностные качества. Интерактивные игры учат понимать механизм конструктивного взаимодействия с окружающими, преодолевать психологические барьеры.

После игры мы предлагаем детям обсудить полученный ими опыт и проанализировать, подчеркиваем ценность выводов каждого ребенка. Интерактивные игры базируются на принципах партнерского взаимодействия и гуманистической психологии, важно создать атмосферу взаимного доверия, раскрепощённой открытости. Дети и взрослые получают опыт сотрудничества в живом взаимодействии друг с другом.

Существует универсальный алгоритм проведения интерактивной игры:

- Подбор педагогом игр для группы детей. (Возможно проведение подготовительной работы).

- Дошкольников знакомят с целью, которую надо достичь, она должна быть четко и доступно сформулирована воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

- В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом и если какие-то моменты вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

- По окончании игры  анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте - на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Хочется отметить, что, насколько интересны интерактивные игры для детей, настолько они интересны и воспитателю.  Задача педагога  - помочь каждому ребёнку  адаптироваться  в обществе, выйти из стен детского сада успешным с задатками позитивного мышления и организация  данного вида  деятельности может  этому способствовать.

Условно все интерактивные игры можно разделить на три категории (по конечному результату, которого планируете достичь). Категория первая: игры, развивающие чувство принадлежности к группе. В эту категорию входят такие игры как: «Паутина», «Имя и движение», «Прошепчи имя», «Знакомство» и др. Цель этих игр состоит в том, чтобы помочь детям познакомится друг с другом, педагогом; прочувствовать свою принадлежность к группе; развить партнерские взаимоотношения, сблизится друг с другом. Категория вторая:  игры на установление контакта. В эту категорию  входят такие игры как:  «Все вместе!»,  «Передай маску!», «Отдам, тебе то, что есть у меня», «Приветствие» и др. Цель этих игр состоит в том, чтобы каждый ребенок мог почувствовать тоже, что и его партнер; помочь взбодрится и избавится от непродуктивных настроения, с которым ребенок пришел в группу, обеспечить возможность контакта и взаимодействия почти всех детей друг с другом, также они является освежающей разминкой. Категория третья: игры для групповой сплоченности. В эту категорию входят такие игры как: «Аплодисменты по кругу», « Тряпичная кукла». Цель этих игр состоит в том, чтобы дать возможность последним стать первыми, научить детей заботится друг о друге.

 

 

10 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за информацию, хотелось бы узнать подробнее про эти игры

    ОтветитьУдалить
  3. Елена Андреевна,как всегда было очень интересно.Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо большое, очень интересно

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за информацию, очень интересно и познавательно.

    ОтветитьУдалить

  Формирование культуры здоровья у детей   старшего дошкольного возраста.   Культур...